Форум ФК Анжи: Значение слова "Анжи" - Форум ФК Анжи

  • (2 ) +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Значение слова "Анжи"

#1
  Nasrula 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 29 Октябрь 08
  • ГородДикая Дивизия
Анжи (Инжи)-кала(букв. "Жемчужный град") - так называли и называют кумыки свой город Таргу (Семендер), существовавший на месте современной Махачкалы с раннего средневековья. Был удельным владением, т.е. "инджу" хазарских каганов, а впоследствии и золотоордынских ханов. Этот термин так и закрепился за первопрестольной могущественных хазарских каганов, а впоследствии и грозных кумыкских шаухалов (царей).
По всей вероятности, город этот изначально состоял из трех обособленных частей. Об этом свидетельствуют его кумыкские названия:
"Гиччи Анжи" (Малые Анжи), "Уллу Анжи" (Большие Анжи" и "Арт-Анжи" (За-Анжи).
Название Анжи у кумыков и др. народов навечно закрепилось за этой территорией, где находился средневековый город и в обиходе сохранялось у кумыков и других народов за Порт-Петровском, сохраняется и за современной столицей Дагестана - Махачкала.
http://www.kumukia.ru/modules.php?name= ... ent&tid=24
Таким образом, получаем:
"Анжи" - жемчужина.
0

#2
  DragonFly 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 27 Октябрь 08
  • ГородМахачкала
А слышал другую трактовку.. сейчас не могу вспомнить источник.. У тебя Тарки и Семендер одно и тоже.. на самом деле это два разных поселка..Тарки на горе ТАрки тау и семендер на низмености у моря..Так вот я слышал для зашиты этих поселков была возведена стена руины которой до сих пор можно обнаружить в некоторых местах..Она проходила к югу от них от гор до моря..т.е. зашишала их от южной части Дагестана. А вот жители южне этой стены называли "ту стороны от стены"(куда входили Тарки Семендер а позднее и Порт Петровск)-Анжи.. а вот что оно значит это пока точно нигде сказать не могут..
Нормально делай---нормально будет ))))
0

#3
  Батыр 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 24 Март 09
  • ГородМахачкала
100% эта тема открылась потомучто я как то спросил "Что означает слово Анжи?" , видемо камута понравилась идея)))) :lol:
Big
0

#4
  Nasrula 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 29 Октябрь 08
  • ГородДикая Дивизия
Абсолютно верно, Батыр))
просто очень часто задают этот вопрос и не всегда получают верный ответ. Если на официальном сайте ничего об этом не сказано, то должна же быть хотя бы на форуме соответствующая тема :lol:
0

#5
  Батыр 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 24 Март 09
  • ГородМахачкала
Дааа, правильно, правильно....
Я тут в ДД решил вступить неподскажите чё как? :lol:
Big
0

#6
  Nasrula 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 29 Октябрь 08
  • ГородДикая Дивизия
Батыр, пиши по теме
http://dd-anzhi.ru/index.php?option=com ... &Itemid=99
0

#7
  ebasik 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 1
  • 06 Июль 09
все верно, раньше махачкалу анджи называли , потом порт-петровск, а сейчас махачкала :)
из всех трех мне больше анжи нравится!
0

#8
  ABU-MALIK 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 12 Январь 10
  • ГородМАХАЧКАЛА
ДА АНЖИ означает-жемчужина, и до сих пор многие Кумыки так и называют нынешнию столицу Дагестана-МАХАЧКАЛУ!!!!
0

#9
  Кот 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 10 Ноябрь 09
логично...............значит Бейболатыч сам название придумал))) :lol:
0

#10
  Nasrula 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 29 Октябрь 08
  • ГородДикая Дивизия
вы будете смеяться, но я уже 11 лет болею за Анжи и все эти годы был уверен, что Байболатыч - даргинец)) только в прошлом году узнал, что он кумык :lol:
0

#11
  ZauRoN 

  • Продвинутый пользователь
  • Пользователи
  • 162
  • 19 Ноябрь 08
  • ГородМахачкала
:mrgreen: :geek: :geek: :lol:
0

#12
  Кот 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 10 Ноябрь 09

вы будете смеяться, но я уже 11 лет болею за Анжи и все эти годы был уверен, что Байболатыч - даргинец)) только в прошлом году узнал, что он кумык :lol:


не ври Nasrula, ты только щас по моему сообщению это понял :mrgreen: :geek: :geek: :!: :!:
0

#13
  Nasrula 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 29 Октябрь 08
  • ГородДикая Дивизия


не ври Nasrula, ты только щас по моему сообщению это понял :D :D :D :D :D

серьезно, как раз когда писал эту тему искал в интернете информацию про это и на одном кумыкском сайте среди известных кумыкских деятелей нашел М-Султана)) в шоке был :D
0

#14
  NeLeGAL 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 0
  • 21 Февраль 10
  • ГородЗлатоГЛАВАЯ МосквА
В переводе с Тиндинского языка АНЖИ это ЦЕНТР
Живи в ОПАСНОСТИ и умри со СЛАВОЙ
0

#15
  марла 

  • Пользователь
  • Пользователи
  • 16
  • 13 Август 11
  • ГородБога
Сказание о битве при Анжи как сокровищница древних тюркских символов и понятий кумыкского народа Значение "Сказания о битве при Анжи" (Анжи - средневековый кумыкский приморский город в Дагестане, павший под натиском вражеских войск в период арабо-хазарских войн в 738 г.) трудно переоценить. Оно совершенно в новом свете представляет нам богатый кумыкский фольклор. Во-первых, в нем нашли отголосок события всемирно-исторического характера, которые потрясли мир, когда Хазарский Каганат вел полутора вековую борьбу с арабскими завоевателями и остановил арабов, пожертвовав ради этого самим своим существованием. Во-вторых, это единственное произведение героического характера, в котором в качестве героев наряду с реальными людьми выступают языческие боги предков современных кумыков: Тенгри, Алав (бог огня), Авамчы (бог лесов), Камари, Сангар (бог охоты). Образ Алава перекликается с образами известных мифологических героев Прометия, Амирани (из грузинского фольклора): он прикован к скале (неизвестно за что), не может оторваться, а верховный бог перед ним, как перед остальными языческими богами, воздвигает огромные препятствия, когда те хотят помочь народу в день беды.

В основу сказания, очевидно, положены реальные исторические события, имевшие место на территории современной Махачкалы. Согласно народной памяти, легендам, археологическим и историческим данным здесь существовал город, который в то время назывался Анжи. Правители этого города, вероятно, обладали большей мощью, а система правления была совершеннее, чем в Кумыкии периода правления шамхалов.

Мы, полагаем, что в сказании нашла отражение борьба хазар с арабскими завоевателями. Естественно, что в тот период многие предки кумыков поклонялись языческим богам. Жители города, оказавшись осажденными, призывают на помощь всех своих богов, а также близких и дальних соседей: Исака из Грузии, жителей кованых ворот, вероятно, Дербента, горы Арак (горы с таким тюркским названием имеются на территории современной Чечни и в горах Аварии, соседствующих с кумыками), Кази (вероятно Кази-Кумух), неизвестной нам земли Язи (возможно, ясов - предков осетин) и т. д. В сказании в качестве врагов выступают и дэвы с глазами "как водоемы". В числе тех, кто спешит на помощь жителям осажденного города, есть и нарты, идущие во главе с Алавом, Авамчы, Сангаром. Имена богов имеют тюркскую основу, за исключением Камари, которое перекликается с именем грузинской богини молнии Камари, а также с именами языческих богов народов Среднего Востока вплоть до Индии. В связи с именем Камари в сказании упоминается и камень, которому поклонялись жители города и который горит во время пожара, охватившего город. Айбек - сын правителя города, возглавивший его оборону, считает себя и народ живым и способным защитить город до тех пор, пока существуют камень поклонения и божества. Строки, рассказывающие о горящем камне, полны тревоги и кажутся описанием всенародной беды и гибели.

В Сказании говорится также, что враги идут для того, чтобы выпить кровь Тенгри. Все это похоже на борьбу народа не только за сохранение национальной независимости, но и языческих верований и богов, на борьбу язычников с мусульманами.

Интересно отметить, что верховный бог Тенгри равнодушен к тяжелой участи народа и выступает против Алава, одного из божеств, прикованного к скале. Их вражда, вероятно, началась задолго до описываемых событий. В момент происходящих событий Алав находится далеко от города, стремится скорее прийти на помощь осажденным.

В трудный день все боги стремятся помочь жителям города. Только Тенгри выступает против них и против народа. Народ и боги, видимо, чем-то прогневили своего верховного бога. Все это отдаление напоминает борьбу Прометея с Зевсом, Амирани с другими богами.

Топонимика сказания в основном тюркская и совпадает с топонимикой Тарки-Тау и окрестных местностей. В кумыкском сказании встречаются следующие, редко встречающиеся в языке общие понятия гидронимы, топонимы тюркского происхождения Анжи - жемчуг (название города); Сангыз - поляна с родником на западном склоне Тарки-Тау, теперь над сепараторным заводом; эльбуз буквально ознчает "опустошитель, разоритель страны", возможно, это нарицательное название врагов; Ташлы къол - каменная лощина; шаршар - водопад; айланч - поворот; къырай - край, место в стороне от центра; хомурол - в песне, вероятно, означает цитадель города, но происхождение этого слова я связываю с душистой травой - хомура, растущей на горе Тарки-Тау; мажар окъ - мадьярская стрела (это словосочетание встречается и в наших казацких песнях); Артлан-Тау- буквально означает переходимая гора, возможно, это название одной из гор Салатавии. Это позволяет сделать вывод, что настоящее сказание возникло на местной тюркской основе и служит как бы косвенным подтверждением того, что кумыки и их предки с незапамятных времен жили и живут на своей исторической территории.

Образы врагов в сказании не сохранили свои конкретные реальные черты. Они воплощены в обобщенном образе дэвов - враждебных людям титанических человекоподобных существ. И это, видимо, не случайно, т.к. в сказании не могли сохраниться в качестве врагов образы мусульманских завоевателей, так как впоследствии население приняло ислам.

Примечателен образ птицы бийдаякъ-къуш - своеобразной жар-птицы, которая также участвует в борьбе с завоевателями. Образ этой птицы сохранился в цикле кумыкских казак-йыров, возникшем позже.

Все сказание пронизано единой идеей необходимости дружбы разных племен, народов перед лицом опасности порабощения. Соседним народам делается предложение забыть старую вражду и прийти на помощь в борьбе с общим врагом.

Причудливое переплетение реальности и фантастики придает сказанию особую прелесть и ценность. Следует отметить также фрагментарность сказания, отсутствие многих эпизодов и образов. Но даже в таком виде сказание является одним из самых ценных произведений фольклора кумыков, подвергшихся определенной литературной обработке. Следует сказать, что текст сказания "О битве при Анжи" дошел до нас в письменной обработке, а не в устной передаче. В памятнике проза сочетается с поэтическими фрагментами.

Возраст сказания и её значимость для нашего народа, несмотря на фрагментарность памятника, сопоставимы с песнями о Сиде, Роланде, Давиде Сасунском, в которых соответственно отображена борьба испанцев, франков и армян против арабских завоевателей. Столь древним поэтическим памятником, созданным народом, не обладает ни один народ Восточной Европы, включая Северный Кавказ и Дагестан.
0

#16
  Kaznachei 

  • Продвинутый пользователь
  • Пользователи
  • 959
  • 16 Август 11
Только я вас прошу нигде на других сайтах не пишите что что Анжи переводится как жемчужина,а то будут писать что Анжи кончит как сочинская Жемчужина))
0

#17
  ataxa_DAG 

  • Новичок
  • Пользователи
  • 8
  • 09 Октябрь 11
  • ГородМадагаскар - Джунгли

Только я вас прошу нигде на других сайтах не пишите что что Анжи переводится как жемчужина,а то будут писать что Анжи кончит как сочинская Жемчужина))



почему то и я так подумал.. :blink:
непредсказуемый...
0

#18
  Светлана 

  • Продвинутый пользователь
  • Пользователи
  • 328
  • 02 Август 11
  • ГородВладивосток
«АНЖИ» – ЭТО «ЖЕМЧУЖИНА»

Анжи – это древнее название Махачкалы, которое в переводе означает «жемчужина». История дагестанского футбола, понятное дело, не уходит корнями в древность, но при этом насчитывает немало лет. Ведь в 1946 году, когда был основан клуб «Динамо» (Махачкала), не на пустом же месте его создавали. Футбол задолго до того любили на северокавказской земле.

Однако судьба команды с самого начала выдалась трудной, чтоб не сказать, многострадальной. Первый же неудачный сезон привел к расформированию «Динамо». Лишь спустя двенадцать лет в Махачкале вновь появилась команда мастеров, которая в течение трех сезонов (1958-1960) носила название «Темп», прежде чем вновь ее назвали «Динамо». Но и затем долгие годы она оставалась, так сказать, рядовым пахарем наших футбольных полей, практически все время выступая во второй лиге. И, как ни парадоксально это звучит, была постоянно заметной, часто упоминаемой в спортивной печати. Во многом еще и благодаря тому, что посильный вклад в ее развитие вносили известные тренеры и футболисты, в разное время приезжавшие работать в столицу республики. Даже тогда, когда проводили они на этой гостеприимной земле короткое время, какие-то кирпичики в построение хорошей команды вкладывали.

Иван Золотухин. Заслуженный тренер РСФСР. В 1963 году вывел горьковскую (ныне нижегородскую) «Волгу» в высшую лигу. Дважды работал в Махачкале (1967-1969 и 1979). Под его руководством «Динамо» становилось победителем зонального турнира второй лиги и чемпионом РСФСР (1967).


Евгений Горянский. Заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Белоруссии. Был главным тренером сборной СССР, заместителем начальника Управления футбола Спорткомитета СССР, начальником отдела футбола и хоккея ЦС «Динамо». В Махачкале работал в 1978 году.


Борис Игнатьев.Заслуженный тренер РСФСР. Играл полузащитником в махачкалинском «Динамо» (1968-1969), из этой команды был приглашен в сборную РСФСР. Впоследствии добился больших успехов в работе с юношескими и молодежными сборными страны, был главным тренером сборной России.

Гаджи Гаджиев. Играл в юношеской команде в Махачкале, но из-за проблем со зрением прекратил в шестнадцатилетнем возрасте. И сразу же начал тренировать детей. Вероятно, может быть внесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как человек, занявшийся тренерской деятельностью в столь раннем возрасте. Получил затем высшее образование и стал кандидатом педагогических наук, заслуженным тренером РСФСР. Тренировал махачкалинское «Динамо» в 1972-1975 годах, и под его руководством команда стала чемпионом РСФСР (1975). Почти два десятка лет помогал тренерам сборных СССР и России. Неоднократно приходил к руководству «Анжи» и сейчас возглавляет команду.

Александр Маркаров. Ему было чуть больше двадцати лет, когда он приехал в Махачкалу. Практически вся его карьера игрока и тренера связана с этим городом. Является лучшим бомбардиром вторых лиг отечественного футбола – 232 гола, а всего забил 254 гола. Его приглашали в московские «Динамо» и «Спартак», неоднократно в ереванский «Арарат», но он оставался верным махачкалинскому «Динамо». Входил в тренерский штаб самарских «Крыльев Советов», несколько раз возглавлял «Анжи».


Андрей Якубик. Нападающий и полузащитник. В махачкалинском «Динамо» играл в начале своей карьеры (1969), а затем вернулся в московское «Динамо», где стал чемпионом СССР, обладателем Кубка страны, лучшим бомбардиром чемпионата СССР (1982), финалистом Кубка обладателей кубков (1972), игроком сборной и олимпийской сборной страны. Был также капитаном и лучшим бомбардиром ташкентского «Пахтакора». Входит в символический «Клуб Г.Федотова» (117 голов)

Валерий Маслов. Заслуженный мастер спорта, полузащитник. В составе московского «Динамо» был чемпионом СССР, двукратным обладателем Кубка страны. Играл в сборной страны и олимпийской сборной. Один из лучших полузащитников отечественного футбола 60-х годов. В махачкалинском «Динамо» выступал уже в конце своей карьеры игрока (1972).


Александр Маслов. Нападающий. Родился в Махачкале и здесь же начал играть в детских и юношеских командах. За местное «Динамо» выступал в 1987-1990 годах. Стал лучшим бомбардиром чемпионата России (1996) в составе «Ростсельмаша», затем играл в Испании.

В новейшей истории команды «Анжи» ею руководили многие известные тренеры, а также молодые специалисты, которых необходимо хотя бы перечислить в надежде, что их вклад в ее становление смогут оценить наши последователи. Это заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР Эдуард Малофеев (1996-1998), заслуженный тренер Украины Ахмед Алескеров (1994), обладатель Кубка СССР в составе московского «Спартака» и игрок сборной страны Владимир Петров (1993), заслуженный тренер РСФСР, обладатель Кубка страны в составе московского «Спартака» Александр Пискарев (2003), заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион СССР в составе московского «Спартака» Евгений Кузнецов (2004), чемпион СССР и обладатель Кубка страны в составе ЦСКА Дмитрий Галямин (2005-2006), чемпион России в составе «Спартака-Алании» (1995), в сборные СССР и России приглашался из московского «Динамо», участник чемпионатов мира и Европы Омари Тетрадзе (2007-2010).

И прежде всего – лучший бомбардир команды на протяжении семи сезонов (1992-1998) Ибрагима Гасанбекова. Летом 1999-го он погиб в автокатастрофе, и команда, завоевав в конце того же года право выступать в премьер-лиге, посвятила этот успех его памяти. А лучшим бомбардиром «Анжи» в том сезоне был Нарвик Сирхаев, который затем стал чемпионом России и финалистом Кубка страны в составе московского «Локомотива» и является покамест единственным представителем Дагестана, выступавшим в Лиге чемпионов. Дважды лучшим бомбардиром «Анжи» становился Будун Будунов (2002-2003), игравший также в командах «Москва», «Томь» и «Терек».

Ну, а о том, что «Анжи» дважды выигрывала турниры в первом дивизионе (1999 и 2009), однажды заняла четвертое место в чемпионате России и была финалистом Кубка страны, вряд ли кому-то неизвестно.

[attachment=403:show.jpeg]
В каждой женщине должна быть своя....безуминка
1

#19
  mekraboff 

  • Продвинутый пользователь
  • Пользователи
  • 9 142
  • 29 Апрель 11
  • ГородМахачкала
Спасибо Светлана за содержательную статью, я с большим интересом прочитал, кое-что знал, а что-то открыл благодаря тебе.
Считаю, что футбольную историю своей команды должен знать каждый уважающий себя болельщик.
+1
0

#20
  doc renat 

  • Продвинутый пользователь
  • Пользователи
  • 253
  • 18 Август 11
  • ГородМахачкала
Отличная статья Светлана!
Только одно но! Но команда Анжи была основана только в 1991 году.В целом очень познавательный материал о футболе Дагестана и Динамо.
0

Поделиться темой:


  • (2 ) +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему